Заимствованные у Герберштейна «русские» известия без изменений воспроизводятся также в третьей и четвертой редакциях хроники Кромера, опубликованных в 1568 и 1582 гг., уже после смерти немецкого автора. Здесь изменения коснулись лишь характеристики Герберштейна, в которую добавлены новые важные детали: польский историк называет автора «Записок о Московитских делах» своим другом, а также сообщает о его официальном статусе «советника и главного казначея Австрии» при дворе «императора Фердинанда, короля Богемии и Венгрии». Наконец, в последней редакции хроники Кромера 1589 г. характеристика Герберштейна еще раз была скорректирована — повторив все сказанное выше, Кромер указывает также на то обстоятельство, что этот автор трижды был послом у князя Московии и добавляет, что сведения об истории Московии им были получены «из анналов ее народа и разговоров с очевидцами» .
Ренессансные исторические мифологические концепты, отражавшие начальный период истории народов, по заключению А. Н. Робинсона, как правило, конструировались при помощи «символической этимологии», «аксиом Библии», а также посредством апелляции к авторитетным мнениям авторов, представлявших античную литературную традицию. Эти элементы произвольно интерпретировались и механически объединялись с целью последующей интеграции в уже сложившуюся концепцию. Такая произвольность объясняется стремлением историка Ренессанса представить как можно больше «желательных» и как можно более авторитетных свидетельств, подходящих под заранее избранную историографическую гипотезу и, в конечном итоге, создать впечатление ее «всемирного признания». В результате, в силу своей функциональности, эти кажущиеся в наши дни фантастическими идеи пользовались доверием читателей и не воспринимались как заведомая ложь самими историографами.
Свежие комментарии